Наедине со всеми (советы педагога-психолога)

Воспитываем ребенка сказкой.


«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…». Эти слова поэта и великого сказочника А. С. Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Это результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. 

Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. Через сказку малыш познает свое место в этом мире. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия, дружбы и предательства, отваги и трусости. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!».

Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период, когда к ребенку обращались сначала с колыбельными, потом с пестушками, затем с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке:

Как по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастёт, подрастёт,

Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,

Наберёт воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказку? Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны. Это лучший вариант повествования для самых маленьких. И уже к двум годам, благодаря такой интересной подготовке, ребенок начинает интересоваться настоящими сказками.

 

Самые первые сказки, которые читают малышам, построены на повторах, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как "Репка" и "Теремок". Именно такая структура помогает маленькому ребенку разобраться в новом для него сказочном мире.

К 3 годам прибавляются сказки о животных. В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. В 5 – 6 лет ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости. 

В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться. 

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного – зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй сказкой сделает это незаметно.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, само сказание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам (разумеется, за исключением размера).

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать действие сказки. Ребенок всё больше внимания уделяет именно словам.

Важно учитывать не только возраст ребенка, но и его эмоциональный настрой в данный момент.

 

Чаще всего детям трех-четырех лет очень нравятся сказки, в которых герои связаны взаимовыручкой, в них говорится о восстановлении справедливости, победой правды над обменом, об опасности зазнайства и хвастовства.

Детям постарше крайне важно сопереживать героям сказки, а также испытаниям, которые выпадают на их долю.

Главные герои волшебных сказок обладают целым набором замечательных качеств. Сопереживая таким героям, ребенок постепенно постигает основы нравственности, ценности и духовные традиции своего народа. Интересно, что в русских сказках месть чаще всего не играет роль причины, вдохновляющей героев народных сказок на героические подвиги, чего не скажешь о персонажах массовой культуры. Именно способность сострадать дает даже обычному человеку невероятную силу, с которой он уже – настоящий герой, способный победить даже в неравной схватке.

Истории о героях и волшебниках могут дать ответ на жажду подвига, которая рано или поздно зарождает в душе каждого ребенка. Основываясь на услышанных сказках, ребенок затем сможет и сам придумывать сюжеты и разыгрывать их с помощью кукол и игрушек.

Сказки – это волшебный мир, с помощью которого можно не только успокоить или развлечь ребенка, но и научить его чему-то важному и настоящему. Кроме того, чтение сказок – это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Во время чтения уточняйте, смысл всех ли слов понятен ребенку. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц.

В сказках можно найти материал, который поможет вашим детям стать увереннее, терпеливее, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются – ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

С уважением, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад №360" г. Перми 

Хачатрян К.Б.

 

Назад