Наедине со всеми (советы педагога-психолога)

Межкультурная коммуникация в дошкольном учреждении

Межкультурная коммуникация в дошкольном учреждении

Какими мы хотим видеть наших детей? Безусловно, всесторонне развитыми. Ведь мы живем в век стремительно развивающихся технологий и постоянных изменений. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.  

Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те, и другие считают доброту и отзывчивость.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая не биологическая, а социальная потребность.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Современные дети живут в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, и в своей повседневной жизни им придется достаточно часто сталкиваться с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Тем более, что мы живем в многокультурном городе. Соответственно происходит рост многонациональности нашего коллектива, приход детей из семей с разными национальными корнями, а также возрастает количество семей, путешествующих в разные страны, в связи с чем возникает проблема необходимости расширения представлений у детей об этнокультурном многообразии мира.

Таким образом, в условиях современной социокультурной ситуации проблема развития межкультурной компетентности детей является особенно актуальной. В реалиях современного многонационального общества одной из главных задач воспитания должно стать развитие их личностных характеристик, таких как коммуникабельность, общительность, интерес к окружающим людям, открытость для разных взглядов, склонность к сотрудничеству, внутренний самоконтроль, выдержка,эмпатия, доброжелательность, терпимость к новому и необычному, которые составляют основу межкультурной компетентности.

Наш детский сад является ярким представителем межнациональной культуры. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен постепенно, в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. В связи с этим цель нашего образовательного учреждения – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в многокультурном обществе.

Воспитание этики межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс включения детей в различные виды образовательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств. Эффективными средствами воспитания этики межнационального общения являются традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использованием национальных атрибутов, произведения искусства и др.

Главным центром, где из поколения в поколение передаются нравственные ценности человечества, является семья. Первоосновой нравственного воспитания можно считать взаимоотношения между родителями, уважение и внимание к старшим в семье, а одним из главных методов морально-нравственного воспитания – практические действия ребенка, который в кругу семьи должен иметь возможность проявлять свою заботу, сочувствие, сопереживание. Анализ научных трудов как классиков отечественной педагогики, так и современных ученых позволяет определить устное народное творчество одним из действенных средств морально-нравственного воспитания дошкольников, формирования у них нравственных норм и оценок с позиций добра, справедливости, понимания ими поступков и поведения взрослых, обогащения лексического запаса и развития их творческих способностей. В ряде исследований доказано влияние сказок народов мира на воспитание нравственных чувств младших школьников, роль пословиц и поговорок в воспитании гостеприимства детей старшего дошкольного возраста в семье. Также для воспитания нравственных качеств у ребенка должен быть эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное – побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и др. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному решению. Эталоном может стать личный пример родителей, воспитателей, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения.

Все это подготовит детей к встрече с другими культурами в будущем, поможет сформировать правильные, положительные взаимоотношения между воспитанниками в группе детей с разными национальностями. 

Назад