Наедине со всеми (советы педагога-психолога)

Стоит ли наказывать ребенка?

Стоит ли наказывать ребенка?

Наказывать или не наказывать? Это вечный вопрос. Все зависит от того, что вы подразумеваете под наказанием.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникло в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Существуют разные виды наказания. И, естественно, не все из них можно применять к ребенку. Практически всех в детстве наказывали родители или другие взрослые. И поэтому в сознании взрослых четко закреплено, что воспитание детей невозможно без наказания. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. И, конечно, определенные виды наказания, к которым часто прибегают взрослые, могут причинить ущерб в развитии личности ребенка. Чтобы этого не случилось, взрослые должны помнить, что, во-первых, наказание не должно унижать человеческого достоинства ребенка, а во-вторых, оно должно быть справедливым. Если нарушено одно из этих правил, то наказание превращается в насилие.

Хочется предостеречь родителей от физических наказаний, к сожалению, очень часто применяемых в нашем обществе. Многие взрослые считают этот метод единственно правильным и эффективным. Что может быть проще, чем взять ремень и наказать ребенка за провинность? Но не надо забывать, что физическое наказание — это, прежде всего, нарушение прав ребенка. А его эффективность тоже под вопросом. Ребенок может пообещать все что угодно из-за страха перед ремнем, но это приведет к тому, что между родителями и ребенком навсегда будут потеряны близкие и доверительные отношения. Такие дети часто вырастают агрессивными и неуверенными в себе. А еще они становятся ведомыми и часто закомплексованными. Поэтому надо взять за пра­вило — никогда не применять к ребенку физическую силу, как бы вам этого ни хотелось. Задайте себе вопрос: кто виноват в том, что вы не научили ребенка правильному поведению?

Существуют другие виды наказания детей, часто применяемые взрослыми. Это лишение ребенка общения с родными, ограничение в свободном перемещении, отказ от выполнения просьб и желаний, лишение удовольствий и развлечений. Всё это можно успешно использовать, но при этом надо обязательно дать ребенку почувствовать, что он любим, несмотря на наказания, что его лишают любви, внимания и заботы лишь на тот срок, пока действует наказание. При этом родители сами расстроены его поступком и тем, что были вынуждены его наказать. И надо обязательно помнить, что наказание должно относиться не к личности ребенка, а только к его поступку. Важно еще помнить, что наказание — это крайняя мера, поэтому применять ее надо только в том случае, когда разъяснения и просьба не подействовали.

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым и адекватным его вине.

Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.

Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.

Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или душевной травмы.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него не получается, но он старается. Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны. Наказание не должно вредить здоровью. За один проступок — одно наказание.

Итак, как нельзя наказывать детей дошкольного возраста:

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его дальнейшее хорошее поведение).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка.

Чем можно заменить наказание:

  • Терпением (это самая большая добродетель родителей);
  • Объяснением (почему поведение ребенка неправильно, но будьте предельно кратки);
  • Отвлечением (предложите что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется);
  • Неторопливостью (не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится);
  • Наградами (хвалить за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным).

Назад