Наедине со всеми (советы педагога-психолога)

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду.

     Наступил важный период Вашей жизни и жизни Вашего ребенка – Ваш ребенок пошел в детский сад. Это время привыкания ребенка к новым для него условиям. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с родителями сопровождается слезами. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла.  Для того, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно быстрее и легче, мы хотим дать вам следующие рекомендации.  

  • Настраивайте ребенка на позитивный лад. С радостью напоминайте ему, что это очень здорово, что он стал таким большим и теперь может ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости.
  • Принесите в группу семейные фотографии, которые воспитатель сможет показать малышу в случае необходимости. Также можно поместить в групповой альбом фото домашних животных, важных для ребенка событий (например, поездка на море или день рождения), к которым он может в любой момент обратиться, завязать о них разговор с детьми и взрослыми.
    • Если ребенок эмоционально очень привязан к близкому человеку, то пусть в садик его попробует отводить кто-то другой. Например, если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть его приводит папа или бабушка.
    • Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать ему о Вас. Также можно дать ему с собой любимую игрушку. Можно дать ему с собой «ключ от квартиры», без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.
    • Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Значительно сократите просмотр телевизора.
    • Создайте для ребенка в выходные дни дома такой же режим, как и в детском саду.

·                    Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как это сделать. Например: «Если ты хочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе много детей.

·                   Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.

·                    Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребёнка по именам, а сотрудников по имени и отчеству. В Вашем присутствии поощряйте обращение Вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть Вашему ребёнку.

·                   В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

·                   В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Как можно чаще обнимайте, ласкайте ребёнка. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового.

·                    Когда Вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцеловать ребенка в щечку, а потом потереться носиками или что-нибудь подобное. Если хотите, чтобы ребенок вам доверял, никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка.

Помните, что самое главное — Ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что Ваш ребенок будет посещать детский сад. Если Вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — Ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для Вас садик — это новый этап в жизни Вашего ребенка, Вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему. Конечно, первое время будет тяжело и жалко ребенка. Возможно, он будет плакать. Однако замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. А может, ваш ребенок вообще адаптируется мгновенно, чего Вам искренне желаем! Удачи и терпения, дорогие родители!

Назад